Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Буркина

История ВИИЯ

Сто лет назад…

Не знаю, появлялась эта информация на виияковских сайтах или нет, но я её не встречал, а потому жажду поделиться. Меня она впечатлила, значит, может впечатлить кого-то ещё.

Копая материалы о нашем уникальном и многострадальном вузе - Военном институте иностранных языков, я решил выяснить, кто обитал в незабвенных кирпичных корпусах до виияковцев. Кто устраивал церемонии в «колонном зале», который мы называли Кубинским, кого строили на плацу и кто встречался у фонтанов, которые при мне превратились в клумбы, а потом и вовсе исчезли?

С советскими временами примерно понятно. В двадцатые годы эти здания назывались Мураловскими казармами. Муралов – революционер, большевик, в 1917-м - один из руководителей вооружённого восстания в Москве, сразу после которого его назначили командовать войсками Московского военного округа. Подразделения этих войск, видимо, и расположились в тех корпусах, названных по имени их командующего.

Но топоним этот продержался недолго. Муралов, на свою беду, полез в антисталинскую оппозицию, да ещё в троцкистскую, и в 1924-м году был снят со своей козырной должности. Однако активности не поубавил, а потому спустя три года лишился и партийного билета. После чего публично покаялся, но в 37-м всё же был расстрелян.

Некоторые источники утверждают, что на схеме московского транспорта 1929 года на Бухаринской улице, нынешней Волочаевской, значится остановка "Мураловские казармы". Понятное дело, вскоре их переименовали - в Красногвардейские. А в 37-м, переименовали и улицу. По схожим причинам.

Её исконное название – Золоторожская, от ручья Золотой рожок. (Не от ресторана!) В 1919-м она стала Бухаринской, а нынешним своим названием обязана дальневосточному селу Волочаевка, оказавшемуся потом в Еврейской автономной области. В 1922-м году там произошло крупное сражение Гражданской войны – Волочаевский бой.

Как известно, ВИИЯ прописался на Волочаевской в 1944-м. Но кто же обретался в тех зданиях до революции и вообще до исторического материализма?

Оказывается, первое здание этого комплекса построили в начале 19-го века для некоего 2-го учебного карабинерского подразделения. О нём мне ничего выяснить не удалось, да и не больно хотелось, поскольку не известные сегодня карабинеры оттуда съехали, уступив место прославленному 12-му гренадёрскому Астраханскому полку. Именно при нём были выстроены наши родные кирпичные корпуса.

Полк этот знаменит и поныне, поэтому я сразу нашёл в Интернете фотографии, запечатлевшие его бойцов и командиров. Принадлежат фото Центральному государственному архиву кинофотофонодокументов Санкт-Перербурга. Под каждым - аннотация. Везде дата - 22 октября 1913 года и место - город Астрахань.

Пригляделся – мать честная! Какая Астрахань?! Это ж ВИИЯ! Будущий! Вон флигель, в котором мы жили на первом курсе. При нас он был двухэтажным, как и в 1913-м. Потом надстроили третий. Примыкает к корпусу, где располагались наши классы, бытовка, туалет и умывальная комната, она же курилка. Рядом – пост дневального, городской телефон, напротив - один из входов на западный факультет. Чудеса!

Сравнил с современными фотографиями – всё точно. А «Астрахань» написали по ошибке, потому что полк Астраханский. Кстати, современные астраханцы, видевшие эти фото, недоумевали: где же они были сделаны?

Покопался ещё в Интернете и на сайте «EtoRetro.ru» нашёл те же снимки покрупнее. Их рассматривать удобнее. Есть будущие ЛУР и военная кафедра, а также место, где располагались упомянутые мной фонтаны и Золоторожская улица, ныне Волочаевская.
Прекрасно видна церковь на Самокатной улице – Троице-Введенский приход у Салтыкова моста. При нас она была полуразрушена, а сейчас восстановлена в прежнем виде.

На этих фото уже написано «Москва», однако место также указано ошибочно: Крутицкие казармы. Но мы-то знаем! Почитал отклики и убедился, что ошибки эти уже заметили до меня. А я было возомнил себя первооткрывателем. Но ничего, всё равно приятно.

http://www.etoretro.ru/pic81755.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=14



http://www.etoretro.ru/pic81754.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=15


Вот архивные аннотации к этим фото:

- «Молебен у памятника императору Александру III в присутствии командующего войсками Московского военного округа генерала от кавалерии [П.А.] Плеве»;

- «[Гренадеры] со старыми знамёнами, возвращенными в полк к открытию памятника императору Александру III, у памятника»;

- «Почетные парные часовые унтер-офицеры роты [гренадёров] у памятника императору Александру III»;

- «Прохождение астраханской роты церемониальным маршем после открытия памятника императору Александру III».

        *

12-й гренадёрский Астраханский полк оказался непростым. Начать с того, что сформирован он был ещё при Петре I, в 1700-м году. Боевое крещение получил в битве при Нарве, после чего прошёл всю Северную войну вплоть до 1721-го года, приняв участие в знаменитом Полтавском сражении, Гангутском и прочих, а также в осаде Стокгольма.

Свой славный боевой путь продолжил участием в русско-персидской войне 1722-23 годов и в пяти (!!!) русско-турецких войнах. Памятник героям Плевны в Москве посвящён, в том числе, и 12-му гренадёрскому, захватившему зелёное знамя Осман-паши.

Помимо этого героический полк участвовал в русско-шведской войне, в походе на Богемию, в Семилетней войне со взятием Берлина, в двух польских кампаниях со взятием Варшавы и даже в сражениях с самым сильным противником 19-века – Наполеоном. Происходило это в 1807-м при Остроленке, затем в 1812-м - при Бородине, Малоярославце и Красном и, наконец, в 1814-м при Лейпциге и Париже, в которых "непобедимый" Бонапарт всё же был разбит.

Когда-то легендарным полком командовал сам Суворов, и в разное время в нём служили Багратион и Кутузов. А шефами полка были Императоры Александр III и Николай II. Последний и определил ему место дислокации, к несчастью, тоже последнее: Москва, Лефортово, улица Золоторожская. Там был выстроен комплекс зданий, получивший название Астраханские казармы. В них полк располагался вплоть до революции. А в 1918-м году он был упразднён.

Более элитное воинское формирование, на мой взгляд, трудно себе представить, и поселившиеся в их стенах виияковцы вполне могут гордиться этим фактом.

Трагично только, что уцелевший в бесчисленных сражениях полк не пережил войны гражданской – самой страшной из всех войн. Трагично, что под этими прекрасными фотографиями можно добавить: «Доблестный Астраханский полк за пять лет до упразднения».


P. S.  Один мой приятель, учившийся в ВИИЯ в советские времена, внимательно рассмотрел фотографии и произнёс задумчиво: "Так этот памятник царю убрали что ли?"  Вопрос его меня удивил и даже позабавил. Я представил, как косились бы на бюст Александра III замполиты факультетов и института...



Владимир ДОБРИН                       2 ноября 2014 г.      Москва